Тушь – один из главных материалов для японской живописи и каллиграфии. У Вас могут быть кисти, вода и бумага, но создать долговечную картину в жанре суми-э без туши не получится. В Японии искусством считается не только рисование тушью, но и само её производство, и каждый производитель использует уникальные секреты в стремлении создать идеальный продукт.

Предлагаемизучить японскую художественную тушь, чтобы выбрать ту, которая подойдёт именно Вам.

 

Ч Т О  Т А К О Е  «С У М И»?

Как Вы уже догадались, речь здесь пойдёт о Суми – японской туши, которая используется в традиционной японской живописи и каллиграфии. Как только Вы познакомитесь с этим материалом, творить с его помощью станет гораздо приятнее.

В японском языке иероглиф 墨 (суми), обозначающий тушь, читается точно так же, как и иероглиф для слова уголь – 炭 (суми).  На самом же деле, и первое, и второе «суми» по своей сути являются «углеродами»: они – результат горения органических веществ. Иными словами, традиционная японская тушь состоит из углерода, как и простой уголь, которым также можно писать и рисовать. Однако если обычный уголь попытаться растереть с водой, как это делают с тушью суми, однородной и пригодной для рисования краски не получится.

Главное отличие между обычным углём и тушью суми состоит в том, что в суми замешивают особый клей под названием никава. Именно он скрепляет углеродную основу туши – сажу, которую получают из масел растений или смолы сосновых деревьев. Смешение суми с клеем – крайне трудоёмкий процесс, технология которого передаётся из поколения в поколение среди традиционных японских ремесленников и крупных современных производителей. Превращение смеси в готовый «кирпичик» туши, которую можно размешать с водой, производится в несколько этапов, что требует много времени и усилий, поэтому тушь суми полна любви мастеров, которые её изготавливают.

 

И Н Г Р Е Д И ЕН Т Ы  Д Л Я  Т У Ш И  С У М И

Составными компонентами для туши являются сажа (пережённые масла или смолы), клей никава и ароматизатор, а их смесь, сформированная в плоский кусочек с закруглёнными краями и впоследствии высушенная, представляет собой твердый брусок.

Высококачественная тушь производятся путём смешивания кропотливо собранной сажи и клея с высокой прозрачностью и хорошей адгезией – способностью сцеплять разнородные вещества.

Высококлассная тушь не просто чёрная: она отливает самыми разными оттенками (как говорят японцы, «семью цветами радуги», 七色の味わいを持つ・墨は七色に光る). Когда тушь растирают о специальный чернильный камень судзури (硯), она совсем не издаёт шороха, а лишь источает чистый тонкий аромат.

 

Н И К А В А  –  К Л Е Й  Д Л Я  П Р И Г О Т О В Л Е Н И Я  Т У Ш И

Клей никава отвечает за многие характеристики туши суми. Он играет важную роль в скреплении углеродного порошка (сажи) и образовании однородной массы.

Никаву получают путем кипячения воловьей кожи, конской и оленьей шкур: скрепляющая ткань между верхним слоем эпидермиса и мясом животного в процессе варки образует желатин. Необходимый для приготовления никавы желатин также получают из костей и хрящей других животных. Получившуюся жидкость переливают в ёмкость, остужают там, разбавляют и сушат.

Никава помогает придать будущей туши форму, когда клейкую массу тщательно замешают с сажей. Кроме того, при растирании уже готовой туши на специальном камне судзури, никава отвечает и за образование глянцевого отблеска.

Поскольку углеродные частицы сажи не растворяются в воде, а существуют в виде суспензии, желатиновый клей необходим как скрепляющее звено между сажей и водой. Никава обволакивает сажу, позволяя ей равномерно размешиваться в воде и превращаться в жидкую тушь. То ощущение трения, которое возникает, когда кисть с тушью касается бумаги, возникает из-за этого клея.

Говорят, что насыщенная тушь – это то густая тушь. И хотя насыщенность цвета и вязкость связаны друг с другом, это не прямая зависимость. Концентрация (濃度, о:до) –  это термин, который указывает на отношение количества углеродных частиц к общему количеству смеси, а вязкость (粘度, нэндо) – это отношение количества клея к общему количеству туши.

При растирании большого количества туши одновременно увеличивается количество и красящего пигмента, и никавы, поэтому неудивительно, что эти характеристики часто рассматриваются как одно и то же. Однако правильный выбор туши, техника замешивания её с водой или добавление клея позволят управлять этими пропорциями отдельно.

Поскольку клей имеет животное происхождение, он испускает сильный неприятный запах, поэтому для устранения запаха обязательно добавляют ароматизатор.

Вы можете понять, насколько сильно клей источает неприятный запах, по запаху «сюкубоку» (宿墨) – достаточно растереть тушь в тушечнице и оставить её там на несколько дней. Поначалу от туши будет исходить приятный аромат, но в течение нескольких суток даже ароматическим добавкам будет не под силу перекрыть дурной запах.

Конечно, в первую очередь ароматизаторы используются для устранения неприятного запаха клея никава, но помимо этого они выполняют ещё одну важную функцию: они вызывают у художника ассоциацию с конкретной тушью – связывают творца и его инструмент, и создают спокойную творческую атмосферу.

 

И З Г О Т О В Л Е Н И Е  С У Х О Й  Т У Ш И

На первом этапе приготовления туши суми в сосуд с рапсовым, кунжутным, тунговым или иногда соевым маслом вставляют фитиль из тростника игуса (藺草), поджигают его и собирают копоть на не покрытую глазурью фарфоровую крышку.

Затем в котёл с двойными стенками (пароварку) помещают материалы для клея никава: в их качестве выступает кожа некоторых животных – коров, лошадей и т.д., – которая в результате долгой варки превращается в желатин.

Третьим этапом полученный желатин смешивают с сажей, причём определить количество последней крайне важно: чем больше в смеси красящего пигмента, тем насыщеннее будет тушь. В настоящее время ингредиенты замешивают с помощью машины – специального миксера, но до конца эпохи Мэйдзи их замешивали вручную.

После того, как смесь становится однородной и по консистенции напоминает тесто, её помещают в форму из сосны. На этом же этапе к суми примешивают ароматические добавки, чтобы скрыть запах желатина. Будущую тушь вымешивают, выпуская из смеси весь воздух, и более чем на час кладут под пресс. Даже после прессовки в туши остаётся ещё много жидкости, которую необходимо выпарить в сушильной камере.

После того как формованная тушь высыхала в течение суток, её начинают шлифовать. Следом брусок помещают в коробку с замоченной древесной золой: сначала с большим содержанием воды, а затем её заменяют на едва влажную. После высыхания золы брусок будет готов к естественной сушке.

Выдержка в золе продолжается от 1 до 3 месяцев, в зависимости от размера «кирпичика» туши, а естественная сушка и вовсе занимает от полугода до года.

Дорогую тушь часто делают именной, например, в подарок. В старину на высохший брусок наносились иероглифы серебром, золотом, киноварью и прочими красками, а современные производители предпочитают лазерную гравировку.  Для защиты и удобного хранения тушь издревле упаковывают в коробку из павловнии – в этом виде тушь можно считать полностью готовой к использованию.

 

Теперь можно наверняка сказать, что Вы стали ближе к секретам японских мастеров по производству сухой туши суми. Однако, остаётся ещё множество вопросов, например, «в чём различия между тушью для каллиграфии и тушью для живописи?», «чем отличаются светлая и насыщенная тушь, в чём их преимущества и недостатки?», «почему тушь растекается и что такое нидзими?» или «как вообще появилась суми?». Ответы на все эти вопросы Вы сможете найти в других наших заметках. Переходите по ссылке, чтобы узнать всё о японском искусстве.